– Алексей, почему Вы в свое время выбрали химический факультет Южно-Уральского государственного университета?
– В школе мне нравилось изучать естественные науки, в том числе и химию. Мне было интересно познавать мир, в котором мы живем. Перед моим поступлением Южно-Уральскому государственному университету присвоили статус Национального исследовательского университета, что и повлияло на мой выбор. Химический факультет был одним из молодых факультетов, но я не сомневался, что здесь мне дадут знания, которые позволят не только ответить на вопросы о природе и свойствах нашего мира, но и помогут стать конкурентоспособным специалистом. Теперь, вспоминая весь этот путь, я уверен, что совершил правильный выбор.
– Что особенно запомнилось об учебе на факультете? Какими достижениями в вузе Вы гордитесь?
Когда я слышу «химический факультет», то вспоминаю лабораторные работы на протяжении всего курса обучения. Больше всего запомнился лабораторный практикум по курсу «Неорганическая химия» – наш дебют в экспериментальной науке. Именно в те моменты, когда что-то не получается или получается не так, как ожидал, при анализе ошибок формируется мышление экспериментатора. В дальнейшем это не раз позволяло мне обнаружить незначительные на первый взгляд, но существенные при глубоком анализе факторы, влияющие на результат эксперимента.
В период моего обучения я принимал участие в химических олимпиадах всероссийского и международного уровня, где становился как призером, так и победителем, и это то, чем могу гордиться как я, так и мои преподаватели, которые очень многому меня научили.
– Алексей, расскажите, пожалуйста, чем Вы занимаетесь на данный момент?
На данный момент я обучаюсь в аспирантуре Института органической химии им. Н.Д. Зелинского Российской Академии Наук в научной группе чл-корр. РАН В.П. Ананикова.
– Почему Вы решили поступать в аспирантуру? Как вызревало это решение и что было при этом определяющим фактором?
В аспирантуру я поступил для расширения своего научного кругозора и с целью формирования в себе самостоятельного ученого-исследователя. В выборе идти или не идти в аспирантуру я руководствовался тем же принципом, что и при выборе университета. Несмотря на огромный багаж знаний, приобретенный во время обучения в Южно-Уральском государственном университете, в мире остается очень много неизвестного и неоткрытого, поэтому с целью обнаружения и объяснения научных головоломок я поступил в аспирантуру.
– Можете описать область и суть Вашего исследования.
Мой проект междисциплинарный, находящийся на стыке органической и физической химии и заключающийся в исследовании гетерогенного катализа реакций, в которых каталитическая частица содержит палладий. Мы первые химики-органики в стране и одни из первых в мире, которые используют электронный микроскоп для изучения органических реакций. Мы можем прямо в ходе реакции «подсмотреть» какие трансформации претерпевает катализатор в химическом процессе.
– Какие у Вас планы на будущее?
В дальнейшем я планирую защитить диссертацию и продолжить свою работу в РАН по исследованию каталитических систем.
– Что бы Вы хотели пожелать студентам и будущим выпускникам химического факультета?
Здесь я хочу процитировать физика Г.К. Лихтенберга: «Кто не понимает ничего, кроме химии, тот и ее понимает недостаточно». Эта фраза, сказанная им в XVIII веке, как никогда актуальна в настоящее время. Сейчас идет волна открытий по междисциплинарным исследованиям, стоит привести в пример Нобелевскую премию по химии в 2017 году – за вклад в развитие криоэлектронной микроскопии. Времена, когда химик должен знать только химию, остались в прошлом. Сейчас для глубокого понимания химии необходимо владеть смежными дисциплинами, такими как физика, математика, биология.
Я желаю студентам найти интересующую их область исследования, ведь химия многогранна и здесь сможет проявить себя любой студент, кто интересуется кроме химии физикой, информатикой, иностранными языками и даже историей, а возможности химического факультета Южно-Уральского государственного университета в лице декана, преподавателей, научных сотрудников помогут раскрыться талантливым студентам.